Испытания двух агрегатов — модернизированного передненавесного плуга ПЛП-135М и корчевателя, установленных на болотоходном тракторе, — завершены на заводском полигоне в Мисяше.
Григорий Мицын, главный конструктор проекта, курирует работу над лесными агрегатами в конструкторском центре ДСМ. Он напомнил, что первый вариант установленного спереди плуга, изготовленного компанией «Вятка-Агро Дизель» в Кирове, испытали на ЧТЗ в 2013 году. И хотя трактор практически отработал положенные часы, но результаты испытаний не понравились конструкторам. Дело в том, что этот плуг серийно изготавливался для установки на толкающие полурамы поворотного отвала, который выпускал завод имени Колющенко, а бульдозерное оборудование производства ЧТЗ конструктивно отличалось от него, из-за чего не получалось надежной стыковки. Стяжки, на которых крепится кировский плуг, неминуемо вытягивались в ходе эксплуатации, и он начинал «болтаться». К тому же создаваемая им борозда шириной 135 сантиметров была явно меньше той, что делал наш трактор. В итоге конструкторы решили на основе уже проверенных и отработанных в ходе испытаний плужных элементов задненавесного агрегата, производимого Красногвардейским крановым заводом, сделать модернизированное навесное орудие.
Григорий Мицын рассказал, что ЧТЗ давно и плодотворно сотрудничает с этим предприятием из Свердловской области. Завод делает предложения по конструкции, а предприятие оперативно и бесплатно изготавливает опытные образцы, передавая их для испытаний на завод. Таким же образом создавался модернизированный передненавесной плуг ПЛП-135М. Специалисты завода-изготовителя тоже внесли ряд предложений, и фактически это совместная разработка.
На испытаниях побывал Сергей Путинцев, директор опытного производства Красногвардейского завода, занимавшийся руководством изготовления первого образца. На полигоне плуг «отпахал» более 30 часов — этого оказалось достаточно, чтобы проверить его параметры.
Конструкторы убедились, что на установленном спереди орудии плужные элементы работают так же эффективно, как сзади. По ходу испытаний были отдельные замечания, которые сейчас совместно с изготовителями отрабатываются в КЦ ДСМ. По результатам будут внесены изменения и уточнения в документацию, и в октябре, как рассчитывает Мицын, этот проект завершат, а новый лесной агрегат войдет в ассортимент заводской продукции. Изготовителем плуга будет ККЗ. Установить его можно на любые оснащенные толкающими полурамами поворотного отвала серийные тракторы завода типа Т10 и Т11.
Аналогичным образом в КЦ ДСМ попытались установить корчеватель на болотоходный трактор. Испытания в Мисяше проходил изготовленный на ЧТЗ макетный образец агрегата. Если на тракторе Т10 с обычной колеей сделали специальную толкающую дугу именно под установку корчевателя, то в случае с «болотником» конструкторы пошли по нестандартному пути. По словам Григория Мицына, поскольку уже несколько лесных орудий устанавливаются на полурамах толкающих брусьев поворотного отвала, завод решил опробовать эту схему и на тракторе Т10МБ. Специально спроектированную модификацию корчевателя установили на модернизированные полурамы, и проверили это решение на макетном образце.
Пока все получается, но выявлены слабые места на узлах, которые проявлялись и в эксплуатации серийного поворотного отвала. Необходимы небольшая конструктивная доработка и совершенствование технологии сварки. Будут проанализированы результаты испытаний, чтобы, усилить полурамы, при этом принципиально не меняя концепции, и изменить места стыковок сварочных швов — и получить более жесткую конструкцию. Это позволит сделать навесное оборудование надежнее на выпускаемых серийно бульдозерах с поворотным отвалом.
Когда болотоход с корчевателем будет модернизирован, его вновь испытают.