Теневой рынок бульдозеров и прочих дорожно-строительных машин

Теневой рынок бульдозеров и прочих дорожно-строительных машин

Почти 25 лет прошло с тех пор, как наша страна, признав неудачность социального строя, сменила его на капиталистический, при этом рекламируя любыми путями все его достоинства. К сожалению, все достоинства капиталистического строя большинство граждан так и не почувствовали, но зато с лихвой ощутили все недостатки нового дикого рынка, который практически никак не контролировался правительством и находился во власти теневого бизнеса.

Теневое производство не прошло мимо и области производства бульдозеров и прочего строительного и дорожного машиностроения — этот рынок заполнен поддельной продукцией. В мировой сети размещено огромное число объявлений в которых предлагают купить новый бульдозер, кран и так далее. Почти всегда в подобных объявлениях говорится о продаже новой техники, убранной с производства пять, десять, а то и двадцать лет назад. Тем более, что это техника, продаваемая в таких объявлениях, относится к несуществующим предприятиям, которые когда-то ее выпускали. Среди всех объявлений подобного рода встречаются и такие, в которых продаются современные машины известных отечественных (и не только) предприятий, но, самое интересное то, что сами эти предприятия не имеют никакого отношения к продажам СДМ на двадцать — сорок процентов ниже цен производителя.

Все это происходит благодаря так называемым серым производителям, которые занимаются ремонтом устаревших бульдозеров с целью продать их как новые. Вообще, существует такая практика, когда производитель основательно ремонтирует технику и после продает ее, сообщив, конечно же, покупателю о том, что машина подлежала ремонту. Стандартная ситуация в бизнесе подобного рода: заранее осведомленный покупатель платит за отремонтированный бульдозер меньше, чем за новый. И уже совсем другая ситуация, когда обманутый покупатель приобретает новую модель, подвергавшуюся ремонту, за цену ниже реальной, и через некоторое время эта модель перестает работать.

Естественно, из-за мошенников страдают не только покупатели, но и сами изготовители техники: во-первых, появление конкурентов, снижающих показатель реализации новых машин, во-вторых, отрицательный имидж какого-либо производителя, который формируется на рынке из-за попадания к покупателю техники низкого качества. Плюс к этому, изготовитель не предоставляет гарантии на «серую» технику, что приводит к появлению негативных мнений о данном производителе. Процесс выяснения истинного производителя машины занимает много времени, и за этот промежуток слух о недобросовестном производителе очень быстро распространяется по рынку.

Зачастую покупатели, чтобы не попасться на уловки мошенников, перед покупкой какой-либо техники по объявлениям, которые не внушают доверия, решают несколько вопросов. Вот некоторые из них: выпускается ли приобретаемая техника сейчас, существует ли такой завод, который производит эту технику, официальный ли представитель продает технику или нет, и так далее.

К сожалению, способы выявления теневых производителей и меры их наказания, которые имеются в российском законодательстве, довольно не эффективны. Основная проблема в выявлении таких мошенников заключается в том, что их организации имеют сертификаты соответствия, которые разрешают выпуск техники по сериям. Органов, которые выдают сертификаты и подобные документы, в России около тысячи штук, и, как правило, сертификаты выдаются, основываясь на поддельных документах.После получения незаконных сертификатов соответствия мошенники приобретают через Гостехнадзор бланки паспортов самоходных машин. После этого теневые производители практически становятся законными производителями техники, собранной из б/у частей, под видом новой, а иногда даже с возможностью использования товарного знака реального производителя.
В паспорте самоходных машин в соответствии с пунктом 3.9 «Положения о паспорте самоходных машин», созданным в 1995 году, в строчке года выпуска должен быть вписан год изготовления машины. Если машина подвергалась ремонту (замена рамы, кабины, двигателя, коробки передач и основного ведущего моста), то в строке год выпуска новые цифры не вписываются и новый паспорт не выдается. Таким образом, серийный выпуск машин подразумевает под собой изготовление только из новых деталей.

Действия теневых производителей, продающих под видом новой техники продукцию из б/у и отремонтированных частей и деталей, попадает под признаки статьи 159 УК РФ (мошенничество), и при этом использование товарного знака какого-либо реального представителя попадает уже под статью 180 УК — незаконное использование товарного знака. В последней статье обозначено два признака, по которым можно квалифицировать нарушение — неоднократность и причинение крупного ущерба. Основания для возбуждения уголовного дела заключаются в доказательстве, конечно же, до начала следствия, того, что «нечистый» производитель изготовил и продал не менее двух машин, стоимость которых не менее 4,5 миллионов рублей. Сделать это невероятно трудно, и нужно признать, что статья 180 УК в реальности не работает. Это подтверждает и тот факт, что до сих пор по этой статье нет судебной практики, несмотря на то, что прецеденты имеются.

Часто целями теневого производства становится широко известная и популярная на рынке техника. К примеру, бульдозеры ЧТЗ. ООО «ЧТЗ-Уралтрак» ведет длительную борьбу с теневыми производителями бульдозеров ЧТЗ. В Челябинске имеются организации, которые время от времени изменяют название и руководство, но используя при этом те же гаражные условия, где из старых частей и деталей изготавливают тракторно-бульдозерные машины плохого качества на основе моделей бульдозеров Т-130 и бульдозеров Т-170, которые продаются под товарным знаком ООО «ЧТЗ-Уралтрак». Очевидно, что такая деятельность наносит серьезный ущерб репутации завода. Покупатель, приобретая плохую технику, обманывается и считает, что приобрел технику ЧТЗ.

Выше было уже отмечено, что использование в реальности статья 180 УК РФ является довольно сложным, но попытки заведения уголовного дела есть, в том числе и за попытку продажи поддельных бульдозеров под видом продукции ЧТЗ. Если взять во внимание, что некоторые узлы и агрегаты, которые выпускает «ЧТЗ-Уралтрак», запатентованы и право на их производство и эксплуатацию принадлежит «ЧТЗ-Уралтрак», а права эксплуатации рамы, ее частей и мостов завод никому не предоставлял, а также не отправлял их в свободную продажу, то руководство ООО «ЧТЗ-Уралтрак» остается сделать вывод, что практически все тракторы (за исключением независимых организаций, которые работают с собственными наработками), изготовленные на территории Челябинской областии поступающие в продажу в качестве новых, на деле — изготовлены из ремонтированных деталей и быть новыми не могут априори, и, конечно же, не должны получать паспорт самоходных машин.

Для пресечения работы предприятий, которые занимаются изготовлением и продажей поддельной техники, ООО «ЧТЗ-Уралтрак» вместе с работникамиУФСБ РФ по Челябинской области получили от Гостехнадзора области список всех выписанных паспортов самоходных машин торгующим предприятиям-производителям. В итоге был собран список главных предприятий, которые занимаются изготовлением и продажей поддельной техники в Челябинске.

Сейчас руководители ЧТЗ-Уралтрак выделяет пару критериев, стопорящих искоренение теневых изготовителей: первый — это выписка сертификатов о соотвествии; второй — бесконтрольность при выписке бланков ПСМ. На практике, отслеживать кому именно и почему был выписан документ, например, на Дальнем Востоке, не представляется возможным. В связи с чем, выдача сертификатов, которые не соответствуют всем требованиям оформления, происходит до сих пор.

Мысли изготовителя выглядят так: при выдаче сертификаты соответствия в полной мере должны соответствовать требованиям, выставляемых производителям данной техники. Центрам сертификации, у которых есть право на выдачу сертификатов, предложить в обязательном порядке перед выпиской документов изготовителям техники, проводить проверку возможного нарушения прав других производителей и владельце патентов, создав банк данных, где будут хранится все запатентованные агрегаты, а также об официальной продаже и передаче этих патентов. Помимо этого, центры сертификации обязаны проверять реальную возможность изготовителей производить новую технику: наличие производственных цехов, складов и так далее. К тому же разумным было бы организовать с помощью представителей власти контроль за работой центров сертификации, получая от Гостехнадзора информацию о приходе к ним официальных бумаг о выдаче паспорта самоходных машин.