Бульдозер Б12: Джойстик и тормоза экзамен сдали

Бульдозер Б12: Джойстик и тормоза экзамен сдали

Бульдозер Б12.6020, оснащенный электрогидроуправлением, продолжает проходить второй этап испытаний. Эта машина класса 15 более мощная, чем уже давно знакомый всем Б10. Бульдозер управляется с помощью джойстика, то есть физических усилий тракторист не прикладывает, переключая скорости нажатием кнопок на джойстике одной рукой.

После первого этапа испытаний уже стало понятно, что машина послушна и четко выполняет команды оператора. Также испытания показали, что удобство управления значительно повышает потребительские качества бульдозера ЧТЗ.

Закончился первый этап испытаний машины в октябре — тогда бульдозер откатал 150 моточасов. Работу проводили Александр Бондарь, начальник бюро эксплуатационных испытаний, инженер-испытатель Никита Искосков и Александр Меньшиков, водитель-испытатель опытного производства.

Бульдозер был оснащен новыми металлокерамическими тормозными лентами с уменьшенным количеством накладок. После первого этапа предстояла проверка опытных образцов лент в деле. Так, по замыслу разработчиков, эти ленты должны снизить цену серийных. С трактора сняли бульдозерный отвал, так как испытания тормозов необходимо проводить в транспортном режиме, выполняя при этом на высоких скоростях повороты машины.

Чтобы как следует испытать Б12, Никита Искосков ежедневно выезжает на нем из цеха КСД на полигон. Возможно в ходе испытаний новые ленты не смогут подтвердить заявленные преимущества, тогда предпочтение отдадут проверенным металлокерамическим тормозным лентам, имеющим достаточное количество накладок. Но проведенные на полигоне в Мисяше испытания на другом тракторе показали, что металлокерамика предъявляет более высокие требования к качеству и точности изготовления изделия.

Сейчас продолжаются испытания Б12: бульдозер нарезает круги по периметру, разворачивается и едет обратно. Бульдозер уверенно въезжает на холм, спускается по крутому склону и разворачивается. Машина послушно следует за движением джойстика, которым управляет оператор.

Испытателям, в связи с тем, что новая тормозная лента откатала всего 20 часов, предстояло провести тщательную регулировку системы трактора, ведь в системе ЭГУ гидроцилиндры воздействуют на бортовые фрикционы и тормоза под управлением электронного блока, получающего команды от единого джойстика.

По словам Никиты Искоскова и Александра Чадова, для обеспечения необходимой плавности поворота, испытатели в процессе обкатки трактора вносят коррективы в заложенную в электронном блоке программу. Делают они это прямо на полигоне, подключая к трактору специальный ноутбук. Программу настраивают таким образом, чтобы на поворотах при движении машины вперед ленты затягивались слабее, а назад — сильнее. Производится настройка специально под новые ленты для быстрой, но не резкой реакции Б12 на движение джойстика. Также необходимо проверить надежность работы лент и всей системы управления.

К началу декабря в ходе испытаний уже была достигнута необходимая плавность поворота: найдены оптимальные режимы зависимости давления в гидросистеме, управляющей торможением от хода ручки джойстика. Чтобы оценить износ лент и проверить состояние барабанов, ленты были сняты — проверка показала, что все в порядке. Теперь обкатка бульдозера и доводка системы управления могут быть продолжены.

Испытатели, конечно же, тестируют не только работу тормозов. Полным ходом идет проверка электрогидравлической системы управления трактора. И уже совсем скоро бульдозер с ЭГУ сдаст экзамен реальной эксплуатации. Машину со стандартными серийными тормозными лентами опробуют в одном из подразделений компании Сургутнефтегаза».

Информация предоставлена редакцией газеты «Челябинский трактор»