Выставка дорожно-строительной техники в Китае

Выставка дорожно-строительной техники в Китае

В Шанхае прошла крупнейшая выставка строительной техники BAUMA CHINA. В ней традиционно принимают участие ведущие производители дорожно-строительной техники. Оценить мировые тенденции на рынке ДСТ, познакомиться с новинками и встретиться с потенциальными партнерами в Китай ездили главный конструктор СКВ по доржно-строительной технике Леонид Вершинский и директор по стратегическому маркетингу Андрей Печеркин. Мы попросили Андрея Сергеевича рассказать об итогах командировки.
 — Первая и основная цель нашей поездки — поиск комплектаторов для фронтальных погрузчиков,- рассказывает Печенкин.- Сегодня на эти машины мы ставим мосты и трансмиссии из Германии, а в России 95 процентов погрузчиков ездит с китайскими мостами и трансмиссией, и всех отечественных потребителей это устраивает. Если мы хотим присутствовать на этом рынке, должны покупать комплектующие дешевле, там, где берут все, ставить их на свои погрузчики и иметь возможность продавать эту технику.
Мы понимаем: сегодня у нас есть проблемы с поставщиками деталей и узлов ходовой системы. Если хотим работать без сбоев, надо искать альтернативных партнеров. В Китае большое количество производителей качественных комплектующих. Они научились их делать, поставляют даже на конвейеры «Комацу» и «Вольво». Если комплектующие в КНР дешевле и неплохого качества, этим надо пользоваться.
В последнее время мы существенно продвинулись вперед, защищая внутренний рынок. После введения антидемпинговых пошлин и утилизационного сбора большинству китайских производителей техники (например, дорожных катков, тех же фронтальных погрузчиков) стало сложно поставлять свои машины в Россию. Чтобы продавать их у нас, они должны будут в ближайшее время создавать и локализовать здесь свое производство. На нашем предприятии начинается организация индустриального парка. У нас освобождаются практически две трети площадей, занятых производством дорожно-строительной техники. Они не должны пустовать. Будет лучше, если заводу совместно с сильным партнером-инвестором удастся использовать их по профилю. Отсюда еще одна задача, которую мы решали в Шанхае — поиск партнеров, с которыми вместе сможем выпускать на этой площадке непересекающиеся с нами виды техники. По такому пути пошла компания «Русские машины „Терекс“, собственникам которой удалось привлечь партнера из Америки для выпуска на своих заводах новых видов техники. Подобные проекты есть на КамАЗе в Набережных Челнах, где обосновались фирмы Cummins, CNH, и PalFinger. Так наши российские коллеги дозагружают себя и перенимают те технологии, которые давно уже отсутствуют в стране.
—Что показала выставка, каковы тенденции?
 — «Баума» в Китае проходит раз в два года. В целом выставка «просела» (экономика Китая ведь тоже «проседает»). Не было на ней «Комацу», «Катерпиллера», даже «Шантуя», которые всегда в ней участвовали. Было заметно, что основные выставочные площадки с техникой заполнены не полностью.
Экспозиционные площади производителей и поставщиков комплектующих для дорожно-строительной техники были заняты на две третьих своих возможностей. Это значит, что не только у нас проблемы. Но надо отдать должное хозяйственникам из КНР: они не стоят на месте, ищут пути решения и возможности выхода на другие рынки. Те крупнейшие китайские производители, с которыми я общался, говорят: «У нас есть развивающиеся рынки — это страны Азии. Мы выходим туда, и продажи идут». Например, компания «Лю Гонг» за 10 месяцев нынешнего года сумела продать во Вьетнам 856 погрузчиков. Это очень много.
Китай переключается на рынки Азии, и если Россия сегодня закрывает свой рынок, старается защитить его, то азиатские рынки не защищены совершенно. И китайские производители, пока есть такая возможность, «бороздят» там. В условиях сокращения внутреннего рынка РФ нам тоже не стоит упускать такой шанс: мы должны создать машину, с которой не стыдно будет выйти в азиатские государства.
Мы можем сегодня и с нашей серийной машиной туда пойти, но вопрос в ее качестве и гарантийных обязательствах. Естественно, если там не знают двигатели ЯМЗ (а там их действительно не знают), продвигать эту технику будет сложнее. Если же мы будем предлагать трактор, в котором стоят китайские комплектующие, которые в этих регионах известны уже многим, это может сильно упростить работу по продвижению на новые рынки.
—Удалось ли достичь договоренностей с китайскими коллегами?
—По вопросу комплектации фронтальных погрузчиков мы провели на выставке ряд переговоров. Потенциальные партнеры уже прислали нам документацию по комплектующим, назвали цены. Сейчас проводим работу с ними. Конструкторы смотрят, как китайские узлы вписываются в существующую машину (хотим возобновить производство погрузчика ПК-30). Получается, что экономия на замене комплектующих составит от 500 до 800 тысяч рублей на одной машине. С учетом утилизационного сбора эта цифра за год может увеличиться до 1200-1400 тысяч рублей. Планируем вместе с конструкторами эту работу в ближайшее время закончить, выйти с предложением о постройке опытного образца. Рынок у такой техники большой — больше, чем у гусеничных бульдозеров нашего класса. Если сделаем эту машину конкурентоспособнее, выйдем на самый низкий ценовой сегмент, она должна уходить, как горячие пирожки.
—Как обстоит дело с деталями ходовой системы?
—Пока мы только присматривались. Наметили компании, с которыми возможны контакты. Нас особенно интересовали катки. Изготовителей деталей к ходовой системе трактора, экскаватора и других гусеничных машин в Китае много, и они давно работают с российским рынком. Что меня удивило? Когда мы возвращались, была пересадка на самолет до Челябинска. Тех, кто добирался из Шанхая в нашу область, выстроили в отдельный рядок на паспортный контроль. Смотрим: с нами рядом несколько человек с пакетами деталей ходовой системы! Видно было, что это коммерсанты, они на выставке набрали этой продукции и везли образцы, проспекты, чтобы работать со своими заказчиками. А это ведь был наш рынок, и он очень большой. Надо забирать его себе обратно — изготавливать детали ходовой, и пока не можем производить — покупать и продавать. Так мы не будем терять клиентов.
В Китае комплектующие заказать недолго, сделают все по вашим чертежам. Причем сами китайские производители признаются: у них два вида качества — хорошее и плохое. Российские коммерсанты очень часто предпочитают что дешевле. И если нам чего-то     не хватает, чтобы укомплектовать свой конвейер, а сами сделать не можем, надо просто закупать качественную продукцию у них. Напрямую, без посредников.
—Каковы перспективы организации совместного производства техники?
—Удалось пообщаться с несколькими крупными производителями, поставлявшими технику в Россию. В связи с тем, что конъюнктура на рынке РФ существенно изменилась, они не очень понимают, что здесь происходит сегодня. Говорят: подождем, пока ситуация стабилизируется. Но те китайские компании, у кого дела идут совсем плохо, и те, кто не может пойти на другие экспортные рынки, не ждут, а ищут варианты. Они понимают, что не сегодня, так завтра российский рынок снова «выстрелит». Потому более открыто идут на контакт и обсуждение возможного сотрудничества. Есть отдельные компании, от которых стоит ожидать каких-то конкретных предложений. Естественно, мы тоже не простая компания, и сотрудничать с нами будут. Однако точки пересечения надо искать, потому что это обеспечивает дальнейшее развитие для нас. Если сегодня мы не являемся производителем какого-то вида техники, у нас нет для этого компетенций, их можно совместно нарастить.
—Мы ищем партнера по комплектующим или все-таки по готовым машинам?
—Хотелось бы по готовым машинам. Но законодательство сегодня построено таким образом, что в любом случае производство придется локализовать. Есть постановление правительства РФ №719, определяющее перечень операций, необходимых для выполнения, чтобы считаться российским производителем. Ряд зарубежных предприятий, собирающих свою технику на территории РФ, уже лишился статуса российского производства со всеми вытекающими последствиями: они не могут поставить свою продукцию для государственных нужд и для госпредприятий, у них отсутствуют льготы по утилизационному сбору.
Для совместного производства нас сегодня интересуют конкретные виды техники, которые в стране не делают или выпускают в незначительном количестве. Это, например, дорожные катки и экскаваторы. Из двух оставшихся предприятий-производителей катков один — банкрот. А экскаваторы собирают только «РМ-Терекс» и маленький завод в Твери. Доля отечественных машин в этом сегменте рынка очень скромная.
Полагаю, что на первом этапе основные задачи по освоению производства нового вида техники должны быть решены инвестором и партнером с минимальным привлечением существующих на заводе инженерных служб.
—Чем еще вам интересна выставка?
—Знакомство с практикой работы китайских машиностроительных предприятий наглядно показывает, что наша отрасль в России тоже нуждается в эффективных и системных мерах государственной поддержки. Уже предпринятые шаги для защиты внутреннего рынка ДСТ очень важны, но этого недостаточно для стабильной работы предприятий. Не за высокими компетенциями надо гнаться. Нужны просто управленческие решения по развитию отрасли на уровне государства. Речь идет о механизмах поддержки, которые есть и в Китае, и в Европе, когда внутри страны покупают только свое, когда крупным производителям предоставляют хорошие экспортные послабления. Если ты на экспорт поставляешь больше половины продукции, тебе — льготы по налогам, по энергетике, льготное кредитование на реализацию мероприятий по техперевооружению и НИОКР. Есть еще ряд скрытых форм господдержки. У нас такого еще нет, и это прямо отражается на нашей конкурентоспособности.
—Стоит ли нам стремиться поучаствовать в «Бауме-2018»?
—На выставке в Шанхае удивила активным участием крупная турецкая компания, выпускающая экскаваторы. Казалось бы, им что делать в КНР, где столько своих производителей? «Мы не в Китай пришли, мы пришли на площадку, с которой можно работать с теми же азиатскими странами, — объяснили мне турецкие коллеги,- Здесь мы ловим весь поток потребителей из этих стран». По-моему, доводы убедительные. Если ситуация на нашем предприятии стабилизируется и мы выберем продукт, который можно предлагать в дальнем зарубежье, надо пользоваться моментом. Курс рубля упал, конкурентоспособность нашей техники повысилась. Я знаю цены китайцев. Если нам сильно захотеть, мы не в убыток можем продавать дешевле. Только для этого техника должна быть не хуже и выпускаться в объемах, сопоставимых с китайскими. Надо работать, чтобы на следующую «Бауму» поехать уже не только посмотреть.

Всеволод СМИРНОВ

Информация предоставлена пресс-службой ООО  «ЧТЗ-УРАЛТРАК»

 

2016-12-21

новости