С начальником механического цеха № 220 Юрием Шульгой мы идем вдоль цехового пролета. Слева тянется длинный ряд емкостей с готовой продукцией, за ними — многошпиндельные автоматы, цеховая «тяжелая артиллерия»: эти станки и внешне больше похожи на оружие, чем на орудие труда — шпиндели напоминают многократно увеличенные револьверные барабаны…
А справа — уже более привычные станки, предназначенные для накатки резьбы, точной шлифовки и т.д. И оборудование, и ящики с продукцией — все аккуратно расставлено, словно по линейке…
— Это только на первый взгляд, — говорит Юрий Николаевич. — На самом деле еще расставлять и расставлять. Переезд есть переезд…
Автоматно-револьверный цех — именно так назывался МХ-220 до того, как ему был присвоен код — к переезду на новую площадь приступил в конце апреля прошлого года. В корпусе, в котором он находился до этого, федеральной целевой программой предусмотрено создание нового литейного цеха для производства двигателей для бульдозеров. Но чтобы там строить новый чугунолитейный цех, нужно было срочно освободить площадь от действующего производства. Рассматривались разные варианты насчет переселения автоматно-револьверного. В итоге выбрали площадку бывшего цеха 900. Эта надпись — «цех №900» — до сих пор мелом выведена на наружных дверях в цех, расположенный рядом с КСДТ — через стенку. В свое время, еще до строительства моторного завода, там собирали двигатели для военной техники. Потом там размещался электроремонтный цех, а вот теперь — механический № 220.
— Перевезено около 350 станков, — рассказывает начальник цеха. — В первую очередь — автоматы: 72 единицы шести- и восьмишпиндельных станков, восемь четырехшпиндельных и 22 одношпиндельных. Это основа цеха. Все они уже подключены и работают.
Это сейчас легко называть цифры, констатировать. А поначалу было больше вопросов, чем ответов. Как в кратчайшие сроки организовать переезд? Сколько станков перевозить, в какой последовательности, чтобы не нарушить технологический процесс и не приостановить выпуск деталей? Какое количество техники необходимо для перевозки? Как подключить станки? Какие материалы необходимо для этого приобрести? Нужно ли привлекать подрядчиков? Какова очередность перемещения станочного оборудования с учетом имеющегося задела деталей?
Рассчитывали, гадали, совещались. В итоге был составлен список из 16 станков, которые решили перевозить в первую очередь. На их подключение отводилась неделя, чтобы сразу запустить в производство. В то же время оставшиеся в АРЦ-1 станки работали на выполнение плана. Нужно было это все организовать, продумать.
— И этот огромный объем работы взвалил на себя наладчик Эдуард Кайльман, — говорит Юрий Шульга. — Потому что больше некому было: он тут был самый старший и опытный. Эдуард Андреевич более тридцати лет работает в цехе. Был начальником
участка, потом уходил в наладчики, а теперь вновь участком командует.
Сам Юрий Николаевич возглавил МХ-220 нынешней осенью, до этого руководил МСЦ-1. Что такое переезд тоже знает не понаслышке: автоматно-револьверный переезжал сюда, в «цех 900», а первый механосборочный — как и другие цеха отделения инженерных машин — в ЗМТ.
Туда, на новую площадку, переезд еще продолжается, а вот МХ-220 уже переехал и уже практически обжился на новом месте.
— Главная наша задача — начать производство деталей, чтобы на койвейере не испытывали ни в чем нужду. Этим мы сейчас занимаемся, — говорит начальник цеха.
— А освоение новых деталей? Кстати, накануне переезда остро стоял вопрос с выпуском шатунного болта. Помнится, были проблемы…
…Шатунный болт предназначен для крепления шатунов в пусковом двигателе и Д-180. Для первого необходим болт меньшего размера, для второго — более крупный.
Раньше шатунный болт наше предприятие закупало на заводе клапанов в Самаре. Но это предприятие прекратило свою деятельность, поэтому было принято решение наладить выпуск необходимой детали своими силами. Как думали сначала, если есть соответствующее оборудование, дело пойдет. Так и оказалось. Но только с малым болтом — тем, который для пускового двигателя. А с более крупным возникли проблемы.
Шатунный болт для пускача можно выпускать без изготовления вспомога-тельных приспособлений. Чего нельзя сказать про болт для Д-180. Для его производства нужно было изготовить специальную матрицу. Заявка на ее разработку была передана конструкторам, потом подключились инструментальщики. В результате в течение месяца специальная матрица появилась. Установили. Приступили к работе. Но возникла новая проблема: оказалось, матрица слишком быстро изнашивается, чтобы говорить об освоении продукции в массовом масштабе.
Опять за дело взялись технологи, к решению вопроса подключились кузнецы, металлурги. В результате проб и ошибок была увеличена температура нагрева и время выдержки между высадкой и нагревом, чтобы делать шатунный болт без ущерба для матрицы.
- Сегодня эти проблемы решены?
- Все решено, — отвечает начальник цеха. — Для нас сегодня шатунный болт хоть и достаточно сложная, но все-таки обычная деталь, с изготовлением которой проблем не возникает.
- Юрий Николаевич, — спрашиваю, — понятно, что переезд и обустройство -дело хлопотное… Но все-таки: освоение новых деталей продолжается?
- Конечно. В связи с тем, что на ЗМТ места на все не хватает, часть производства деталей переводится к нам. В частности, сейчас рассматриваем 33 позиции, которые передаются из MX № 200. Будем осваивать. Такова задача первого квартала.
- О каких деталях речь?
- О профильных для автоматно-револьверного цеха, коим, по сути, мы являемся: метизов, болтов, гаек и так далее.
Идем вдоль ряда станков. Они тихо и равномерно гудят. Станки, станки… Создается такое впечатление, что кроме станков и нас в цехе и нет никого. Редко-редко увидишь: ага, вот наладчик возится у агрегата…
- Действительно, плохо у нас с наладчиками, — говорит Юрий Николаевич. — Понимаю, что это проблема для всего завода, но пять человек — а именно столько наладчиков у нас в цехе — слишком мало. Хотя бы еще восемь…
- Осенью остро стоял вопрос с вентиляцией на участке, где происходит горячая высадка, — продолжаю интересоваться у моего собеседника.
- Действительно, была проблема. Но теперь работы начались. Надеюсь, вскоре будут выполнены. Но это не значит, что вопрос с вентиляцией закрыт полностью. В заточном отделении вентиляции также нет, так что приходится устанавливать местные вытяжки.
- Как с бытовыми условиями?
- Мужская раздевалка, считаю, находится в приличном состоянии, чего не скажешь про моечную кабину, которая нуждается хотя бы в косметическом ремонте. Женщины до сих пор пользуются бытовым помещением в соседнем КСДТ. Свои раздевалка и душевая не отремонтированы. Требуется ремонт служебных помещений. Соответствующие планы на это имеются. Планируется, что к лету отопление, освещение, косметический ремонт будут закончены, и бытовые помещения приведем в надлежащее состояние.
Юрий СЕРГИН
Информация предоставлена пресс-службой ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК»
2017-04-01