Генеральный директор государственного унитарного предприятия «ЖКХ республики Саха (Якутия)» Виктор Омуков в письме руководству Челябинского тракторного завода сообщил о том, что коммунальщики Якутска поставили памятник трактору С-60, первенцу предприятия. Руководитель ГУП проинформировал генерального директора ЧТЗ Петра Переведенцева, всех тракторостроителей, что в качестве памятника трактору выступил сам трактор.
«...Решение установить монумент легендарной технике, - сказано в послании, - возникло у коллектива в начале этого года. Трактор «Сталинец-60» №66746 был найден на острове Еловский Олекминского района республики и в марте доставлен в столицу - Якутск - с целью увековечивания памяти об уникальных советских машинах. Мы посчитали своим долгом: якутяне должны знать, что благодаря технике ЧТЗ, на которой в довоенное время доставили в республику продукты и горючее, сотни людей были спасены от голода и холода. Тому подтверждение - материалы, собранные о «Снежном походе» 1936 года».
«Снежный поход» - одна из героических страниц в истории Челябинского тракторного завода. Тогда колонна челябинских машин за 16 дней прошла 1700 километров через таежные районы и горные перевалы, чтобы доставить в Якутск жизненно важные грузы с каравана судов, скованных льдом на реке Лене. Шли днем и ночью, при температуре ниже 50 градусов.
В экспедиции приняли участие командированные с ЧТЗ молодые добровольцы - механики Иван Дудко и Иван Складчиков, а также инженер Василий Козлов, ставший техническим руководителем похода. Подобранный им состав смазки и керосин, залитый в радиаторы, позволили сохранить работоспособность тракторов, не разморозить двигатели. Чтобы гусеницы не скользили на подъемах, Козлов предложил ставить на них съемные стальные шпоры. Несколько комплектов было срочно изготовлено на ЧТЗ. Расчет полностью оправдался. Начальник экспедиции Е. Абрамович телеграфировал на завод: «Первый день тракторы без шпор прошли 16 километров, надели шпоры - прошли 50. На каждом тракторе от 19 до 22 тонн груза. Хорошо взяли один из труднейших перевалов Путак, где «Сталинец» никогда не брал больше 9 тонн. Моторы в отличном состоянии. Товарищи Складчиков, Дудко и Козлов работают не покладая рук...».
В Якутск колонна доставила 115 тонн груза - муку, консервы, сахар и другие самые необходимые продукты, горючее, оборудование для электростанции.
Тракторостроители с воодушевлением прочитали напоминающее об этом беспримерном переходе письмо, обратив внимание на гусеницы трактора-монумента с нехарактерными отверстиями. Не для крепления ли шпор они предназначены? Не этот ли трактор - один из тех, что принимал участие в «Снежном походе»?
«Мы, работники одного из крупных жизнеобеспечивающих предприятий Якутии,- подчеркнули в письме коммунальщики республики,- выражаем горячие слова признания и благодарности Челябинскому тракторному заводу за тот уникальный исторический момент, который имеет большое значение для нашего региона».
Письмо из Якутска передано в заводской музей. Специалисты ЧТЗ отметили, что коммунальное предприятие республиканской столицы не только проявило заботу о том, чтобы сохранилась память о первых заводских машинах, но и само сегодня имеет в своем парке технику Челябинского тракторного, купленную в более поздние годы.
Пресс-служба ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК»
2018-07-19