Челябинский тракторный завод – пионер в создании гусеничных машин, которым не нужно традиционное топливо

Челябинский тракторный завод – пионер в создании гусеничных машин, которым не нужно традиционное топливо

80 лет назад первым в стране ЧТЗ начал массовое производство газогенераторных тракторов. В 20-30 годах прошлого столетия парк автомобилей, самолетов, военной техники в стране быстро увеличивался, а горючего не хватало. В этих условиях Совнарком СССР принял решение о производстве тракторов с газогенераторными установками. Первыми взялись за решение проблемы энтузиасты-одиночки. В 1929 году к ним присоединился Всесоюзный институт сельскохозяйственного машиностроения. Среди энтузиастов газогенераторов был и инженер ЧТЗ Владимир Мамин, сын известного изобретателя, одного из пионеров отечественного тракторостроения Якова Васильевича Мамина. Владимир Яковлевич возглавил экспериментальное КБ. Еще в 1936 году это бюро внедрило на ЧТЗ в производство С-60 с газогенератором конструкции С.И. Декаленкова - Д-8. На опытном заводе предприятия были изготовлены 264 таких трактора. Наркомтяжпром поручил научному автотракторному институту (НАТИ) создание улучшенного генератора для челябинских машин. Такая установка, Г-25, была разработана. По сравнению с Д-8 она давала лучше очищенный и охлажденный газ. В результате двигатель развивал большую мощность. Дизельный трактор С-65 с генератором Г-25 получил обозначение СГ-65. Топливом для газогенератора служили древесные чурки. Мощность двигателя на газе составляла 60 л.с., которые позволяли трактору развивать скорость 7 км в час и тяговое усилие в 3,1 тонны. В марте-апреле 1938 года первые СГ-65 испытывались на вывозке леса под Свердловском. Затем проводились стендовые и полевые испытания. В октябре-ноябре СГ-65 проверили в деле под Харьковом и Ростовом в сельском хозяйстве - на пахоте. Серийный выпуск газогенераторных «Сталинцев» 65-й модели начался в 1938-м и продолжался до начала 1942 года. Всего на ЧТЗ изготовили 7365 единиц СГ-65. Конструкция газогенератора Г-25 (НАТИ) существенно дорабатывалась челябинскими тракторостроителями. В частности, В.Я. Маминым была разработана новая газификационная камера: вместо литой - штампованная, двухфурменная. В связи со значительными преимуществами ею рекомендовали заменять литые топливники при капитальном ремонте газогенераторных машин. Газогенераторное производство на ЧТЗ постепенно набирало обороты и расширялось. К 41-му году установки изготавливали уже в три смены. А с завода уходили целые эшелоны газогенераторных машин. Работая в разных регионах страны, они очень выручали, особенно в отдаленных таежных районах, куда топливо было доставлять трудно и дорого, а дров - сколько угодно. Для увеличения производства столь нужных стране «газгенов» на заводе начали возводить пристрой к механосборочному корпусу с перспективой выпуска 10 тысяч машин в год. Только переехать в новый цех не успели - началась война. В годы войны работавшие в тылу газогенераторные машины сэкономили много дефицитного топлива. Владимир Мамин разрабатывал новую установку и для послевоенного трактора С-80. Были изготовлены опытные образцы. Но положение с топливом стало меняться, газогенераторы на транспорте потеряли актуальность. Однако свою важную роль они сыграли. Пресс-служба ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК»

2018-03-07