новости

Чьи бульдозеры лидируют в отрасли

Чьи бульдозеры лидируют в отрасли

Отечественный рынок дорожно-строительной техники и рынок бульдозеров, в частности, имеют одинаковые векторы развития. Связано это с тем, что бульдозер —одна из самых востребованных машин, без которых не обходится ни одна стройка в промышленной и дорожной отраслях.

Бульдозеры используются и при строительстве крупных и нестандартных проектов, например, космодромы, различные энергетические и ж/д инфраструктуры, трубопроводы и другие. На стройках подобного масштаба применяются бульдозеры российского производства, причем практически во всех регионах страны и разных климатических условиях.

РамильРинатович, ссылаясь на оценки специалистов, отмечает, что кризис 2009-го года привел к снижению местного рынка бульдозеров почти в 5 раз, но уже через три года он вырос до локального максимума с количеством машин в 5000 единиц. Запоследующие два года объем рынка понизился приблизительно на 40%.

По данным прошлого года, стремление к сокращению объема внутреннего рынка бульдозеров сохраняется. Понижение объемов продолжается из-за плохого инвестиционного климата в стране, возникшего в результате введения Западом экономических санкций против России. Также объем падает из-за нехватки дешевых длинных денег, которые направлялись бы на важные государственные и областные объекты.

Детально проанализировать динамику сейчас не получится, считает РамильРинатович, из-за сильных скачков курса мировых валют по отношению к рублю на стыке 2014-го и 2015-го годов. Завод держится мнения главных финансовых специалистов, которые оценили среднюю стоимость российской нефти за баррель и курс рубля к доллару — 60$ за бочку и 57 рублей за 1$ соответственно.

РамильРинатович уверен, что после затяжного сокращения рынка в течение последних трех лет с 2017 наметится медленное, но уверенное увеличение до старых средних годовых показателей -около 3000 бульдозеров в год.

Основныхпредставителей современного рынка Рамиль Ринатович разделил на три сегмента по ценовой категории: бульдозеры по низкой стоимости, средней и высокой. К бульдозерам с высокой ценой Рамиль Ринатович отнес основные зарубежные бренды, среди которых немецкий Liebherr, американский Caterpillar и японский Komatsu. Их общая часть на рынке равна приблизительно 20%.

Средний по стоимости сегмент состоит из наших бульдозеров с новейшей гидромеханической или гидростатической трансмиссией. Такие машины выпускают ЧЕТРА, Дормаш и в небольшом количестве ЧТЗ. Доля этого сегмента — 10%.

Последний по стоимости сегмент с частью рынка в 70% представляет техника ЧТЗ с традиционной «механикой» и китайские машины Zoomlion, Shehwa, Shantui и другие.

Одна из главных особенностей рынка 2007-го — 2014-го годов, по мнению Рамиля Ринатовича, -возросшая роль производителей техники из Китая и конкуренция отечественных производителей с китайскими предприятиями. За это время китайские бульдозеры поэтапно вытесняли российские из, казалось бы, закрепленной за ними ниши. В итоге в низком сегменте преобладают китайские бульдозеры.

Китайское правительство достойно поддерживаетсвоих производителей и постепенно наращивает экспорт дорожно-строительной техники, поскольку внутренний спрос на подобную технику начал падать. Предприятиям-производителям техники для экспорта банки и организация страхования экспортного кредитования выдают инвестиционные кредиты с субсидиями для изготовления и усовершенствования производителей, страховые и правительственные гарантии по договорам, различные возможности по погашению коммерческих долгов со стороны зарубежных агентов и так далее.

Рамиль Ринатович добавил, что после кризиса в 2015-м годус резкими скачками курса валют экспансия китайских производителей снизилась, что подтолкнуло долю нашей техники на рынке к заметному росту. В новых сложившихся условиях все зарубежные организации были вынуждены менять свою ценовую политику.

Задача, поставленная руководством страны, направлена на быстрое импортозамещение продукции и увеличение количества экспорта, рассуждает РамильРинатович. Подобная цель дополнительно стимулирует внутренний рынок, что приводит к повышению спроса на бульдозеры местного производства. На данный момент практически вся техника класса тяги 10 и 15 т значительно подешевела в отличие от китайских машин того же типа. Например, самый бюджетный бульдозер Б10М с механической трансмиссией и двигателем собственного производства стоит дешевле на 1 млн рублей, чем китайский аналог компании Shantui.

РамильРинатович заметил, что подобная тенденция к понижению цены бульдозеров значительно увеличила спрос потребителей на покупку машин. Сейчас для предприятий одна из главных проблем — поиск возможностей для развития производства, которое покроет спрос, возникающий в новых условиях рынка.

Но реализовать весь потенциал отечественные компании пока не в состоянии из-за растущих кредитных процентови приличного объема банковской и коммерческой задолженности, который накопился за последние несколько лет. Долги не дают производителям привлекать новые оборотные средства в отрасль и оперативно реагировать на новые условия рынка дорожно-строительной техники.

Главные преимущества российских бульдозеров перед зарубежными машинами ведущих брендов это: первое — это крайне привлекательная цена на бульдозеры: ниже и первичная стоимость техники, и стоимость всего периода работы машины, включая стоимость обслуживания и эксплуатации. Второе — доступность ремонта. Обслуживание может выполнять сама организация, которая использует машину.Это является плюсом в случаях, когда работы производятся в труднодоступных и отдаленных местах.

Российская дорожно-строительная техника гораздо лучше справляется с работой в сложных климатических условиях. Запасные детали, расходники для отечественных машин стоят достаточно дешево и практически всегда и везде есть в наличии.

Если сравнивать наши бульдозеры с китайскими, то можно говорить о повышенной технологической производительности. И, конечно же, длительность эксплуатации нашей гусеничной техники выше, чем у подобной техники из Китая.

И еще одно выгодное свойство нашей техники на дорожно-строительном рынке, которое выделил РамильРинатович, — большая сеть дилеров для сбыта и сервисного обслуживания, которая расположена практически по всей России и некоторым странам СНГ.

Последнее, о чем рассказал РамильРинатович, — создание и разработка новой дорожно-строительной техники.

Сегодня разработка и исследования продвигаются одновременно по 20 – 30 направлениям. Научно-исследовательские проекты проходят с четким экономическим обоснованием, что позволяет сфокусировать внимание на наиболее востребованных вопросах.

По сути, опытные исследования — это инвестиции в будущее со своим сроком окупаемости. Поэтому при создании нового проекта важно понимать, что, кому, в каком количестве и по какой стоимости предприятие сможет реализовать и когда окупит вложенные деньги. Эта же схема работает и в отношении модернизации реализуемой техники, введения инновационных технологий: как новые технологии поднимут продажи, укрепят ли позиции предприятия в отрасли и когда окупятся затраты на исследования.

Недорогая и надежная механическая трансмиссия до сих пор занимает лидирующие позиции среди покупателей в РФ и некоторых странах СНГ. Поэтому большинство заводов улучшают предыдущие варианты, учитывая нынешние требования к ним.

Несмотря на популярность «механики», ведутся разработки машин с электромеханической трансмиссией. Новый ряд этих бульдозеров может стать настоящим технологическим рывком. Плюсы таких машин: автоматизм регулирования тягового усилия, практически идеальные условия для двигателя на дизеле, повышенный КПД, практичность компоновки и снижение количества трущихся частей, что значительно повышает надежность и длительность использования.

Другие заводы по производству подобной техники по всей России, резюмируетРамильРинатович, занимаются тем же самым: модернизируют уже выпущенные модели и создают новые. Но, к сожалению, ненадежная экономическая ситуация в компаниях всей отрасли, дефицит денежного оборота вновь вынуждают корректировать уже утвержденные планы.

2016-04-16